Эволюция поисковых алгоритмов Яндекса

Автор:

Юрий Миронов

Эксперт по поисковой оптимизации и продвижению сайтов


Теги: , , ,

Целью данной статьи является систематизация знаний об алгоритмах поисковой системы Яндекс в ретроспективе.

Алгоритмы поискового ранжирования сайтов в Яндексе постоянно меняются, добавляется новый функционал, иногда меняется и дизайн. До 2007 года компания Яндекс не анонсировала изменение своих поисковых алгоритмов, и лишь в июле 2007 года Яндекс начал сообщать о введении новых алгоритмов поиска.

Значительное изменение алгоритма поисковой выдачи, которое заложило начало противостояния сеошников и системы поиска, состоялось 20 декабря 2007 года. Именно тогда Яндекс стал на любой запрос выдавать сайты, подходящие под ключевые слова. Почти сразу за этим изменением (17 января 2008 г.) пришло другое - алгоритм «8 sp 1», но оптимизаторы не успели еще ничего толком изучить, потому что уже 5 февраля 2008 года появились «Гости из прошлого».

Сотрудники Яндекса ранее неустанно боролись с «продажными» ссылками и разными ухищрениями веб-мастеров, и как следствие 18 марта 2008 поисковик скорректировал действующий алгоритм и внедрил несколько фильтров, призванных бороться с «продажными» ссылками.

В дальнейшем Яндекс начал давать своим алгоритмам названия российских городов.

Магадан

Магадан16 мая 2008 появился алгоритм под названием" Магадан ", в котором:

  • значительно увеличено количество факторов ранжирования;
  • стали индексироватся зарубежные сайты;
  • стала проводиться обработка аббревиатур, переводимых слов и транслитерации (ГЭС - это гидроэлектростанция, mail - это почта, а shkola - это школа);
  • улучшена точность распознавания фамилий и географических названий;
  • усовершенствовано обработку многословных запросов;
  • стал осуществляться поиск текстов с дореволюционной орфографией
  • улучшено «колдунщик» Яндекса, который пытается давать ответ на вопрос пользователя. Например, если в строке поиска Вы напишете погода, в ответ получите "Погода в Киеве +12°C» (если находитесь в Киеве, если в другом городе - результат будет для Вашего города).

2 июля 2008 г. был запущен новый «Магадан 2.0», который стал учитывать уникальность контента, определять коммерциализированные и порнографические тексты.

Находка

Находка9 июля 2008 года произведен запуск бета-версии нового алгоритма «Находка», который заработал 11 сентября 2008 г. С этим алгоритмом Яндекс стал еще умнее, в частности были задействованы следующие нововведения:

  • повышено качество ранжирования по запросам со стоп-словами;
  • Яндекс стал лучше понимать морфологию языка;
  • расширены словари (например, у них появились сочетания слов, которые в раздельном написании означают то же самое, что и написаны вместе: авто ваз и АвтоВАЗ);
  • разработан новый подход к машинному обучению;
  • 15 октября 2008 г. появились подсказки в строке поиска.

Также Яндекс начал наказывать сайты, использующие автоматические редиректы на сторонние ресурсы.

Арзамас (Анадырь)

АрзамасСледующие полгода Яндекс разрабатывал новый алгоритм Арзамас (Анадырь), который увидел свет 10 апреля 2009 года. С этим алгоритмом в Яндекса появились следующие возможности:

  • усовершенствована работа с синонимами (например, по запросу фото львов в результатах поиска получите в равном количестве фото города Львова и фото животных львов. Если запрос уточнить, поисковик это поймет - фото львов украина);
  • улучшен поиск по многословных запросах;
  • стал учитываться регион пользователя, и результаты поиска по одному и тому же запросу в разных регионах начали отличаться;
  • сайтам начал присваиваться регион в зависимости от IP-адреса хостинга, контактных данных на сайте или сделанных веб-мастером настроек в Яндекс.Вебмастер;
  • поисковые запросы стали делиться не геозависимые и геонезависимые (например доставка пиццы - геозависимый запрос, если Вы в Киеве, вряд ли Вас заинтересуют предложения по доставке пиццы в Донецке, хотя в случае необходимости можно уточнить свой запрос: доставка пиццы донецк);
  • введены жесткие фильтры для страниц с попандерами и кликандерами;
  • по некоторым запросам появилась выдача изображений.

Дальнейшие доработки в «Арзамасе» проводились 17 июня 2009 (Арзамас 1.1), 17 июля 2009 года (Арзамас 1.2), 23 сентября 2009 года (Арзамас 1.5). В них проводились изменения формулы ранжирования, добавления новых регионов, и в последней версии их (регионов) стало 19.

Снежинск

Снежинск17 ноября 2009 года в свет вышел алгоритм под названием "Снежинск", в котором:

  • запущено самообучающую технологию «MatrixNet»;
  • введены дополнительные параметры ранжирования;
  • внедрены дополнительные региональные факторы;
  • усовершенствован поиск первоисточников контента;
  • появился фильтр АГС (основная задача которого - отсев «некачественных» сайтов).

Конаково

КонаковоАлгоритм «Конаково» неофициальное название усовершенствованного «Снежинска») заработал 22 декабря 2009 г. В нем было усовершенствовано локальное ранжирование, которое уже не ограничивалось 19 крупными регионами, а стало проводиться по 1250 городах России.

Также 1 июня 2010 года в настройках Яндекса появился «семейный поиск», а 9 июня выделен отдельный робот для сайтов с новостями, в результате чего они стали быстрее индексироваться.

Обнинск

Обнинск6 августа 2010 года вышел в свет алгоритм «Обнинск» в котором:

  • улучшено ранжирование по геонезависимым запросам;
  • ограничено влияние seo-ссылок на поисковую выдачу, прежде всего seo-ссылок с некачественных сайтов и «молодых» ссылок;
  • расширен словарь транслитерации;
  • усовершенствован алгоритм определения авторства;
  • стал приниматься во внимание мета-тег description.

В этот период также обновился интерфейс просмотра сохраненных копий страниц, в частности, теперь можно видеть дату кэша документа.

Краснодар

КраснодарПоследнее изменение алгоритма состоялось 15 декабря 2010 года. В новом алгоритме разработано технологию Спектр, для которой характерны следующие особенности:

  • Яндекс стал классифицировать запросы, выделяя в них объекты (имена, модели авто) и присваивая запросам определенные категории (товары, продукты, артисты и т.д.);
  • для улучшения качества выдачи учитываются поведенческие факторы;
  • обновлено ранжирование по геозависимым запросам.

Также в этот период Яндекс начал индексировать социальную сеть Вконтакте.

И напоследок некоторые последние важные новости Яндекса:

  • 24 декабря 2010 года Яндекс приобрел технологию WebVisor, которая позволяет анализировать действия посетителей сайта. Данная технология доступна некоторым пользователям Яндекс.Метрики;
  • с 17 марта 2011 подсказки, которые появляются под строкой поиска, зависят от региона пользователя;
  • 23 мая 2011 года Яндекс начал учитывать атрибут rel="canonical".

Вот такая история поисковых алгоритмов Яндекса на сегодняшний день, и на этом она не заканчивается, так как поисковая система постоянно развивается, прогрессирует, что заставляет нас, сеошников, постоянно искать новые методы продвижения сайтов в этом поисковике.

При написании статьи использован материал блога http://devaka.ru/.


Be the first to comment on "Эволюция поисковых алгоритмов Яндекса"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*